Перевод статьи - размышлений автора об увлечении японской поп-индустрии исполнителями подросткового и младшего возраста и возможных тому причинахисточник:
www.theatlantic.com/entertainment/archive/2012/...Последний писк моды в японской поп-индустрии? Дети.Тинэйджеры давно обитают в национальных чартах, но в последнее время статуса звезд достигают представители более юного поколения.

Мана Асида - самый известный ребенок в Японии, и это о чем-то говорит. Семилетняя* девочка в течение последних трех лет снялась в десятке картин, участвовала в рекламных роликах, количество которых оказалось достаточным для создания
13-минутного мэшапа на youtube, и сыграла главную роль в имевшей огромный успех ТВ-драме «Marumo No Okite»
(«Настоящая семья»), где одним из героев была говорящая собака.
Но самое существенное притязание Асиды на вездесущность – это музыка. Вместе со своим партнером по драме «Marumo» семилетним** Фуку Судзуки, она записала хит «
Maru Maru Mori Mori!» - заразительную поп-песенку в стиле Chuck-E-Cheese***, благодаря которой Асида и Судзуки стали самыми юными артистами, когда-либо попадавшими в топ-10 музыкальных чартов. Maru Maru Mori Mori! звучала отовсюду все оставшиеся месяцы 2011 года, и с того времени Асида успела выпустить несколько синглов и показавший хорошие продажи мини-альбом «Happy Smile». Еще больше впечатляет то, что рекламное агентство Dentsu включило Асиду в
список лучших японских «продуктов» 2011 г., отдав ей шестую строчку и поставив ее впереди гибридных автомобилей и аварийных систем питания.
Асида, очередной сингл которой вышел 16 мая, является ярким примером недавнего увлечения японской музыкальной индустрии юными музыкантами.
Более полувека страна занимается превращением в звезд исполнителей, едва достигших подросткового возраста, но в течение последних лет количество групп, собранных из школьников, росло по мере того, как возраст их участников продолжал снижаться. Этот сдвиг во многом является результатом талантливо выстроенной бизнес-модели, которая использовалась в течение десятилетий, но только недавно доказала свою успешность.
читать дальше
Самая популярная из подобных групп – бой-бэнд, странным образом получивший название «Sexy Zone». Будучи группой, средний возраст участников которой составляет 14 лет, и один из участников которой присоединился к группе в возрасте 11 лет, они попали на страницы газет как самый юный коллектив, когда-либо дебютировавший в преуспевающем и влиятельном агентстве Johnny & Associates. Последнее стоит за самыми популярными японскими бой-бэндами последних 20 лет. Синглы - «Sexy Zone» и «Lady Diamond» - дебютировали с 1-й строчки орикона. Группа также вызвали всеобщее недоумение после комментариев президента агентства Джонни Китагавы, сказавшего, что он выбирал участников, размышляя о «сексуальности мужчин», и посвятил название группы «сексуальности Майкла Джексона».
Johnny & Associates, отмечающее в 2012 г. 50-летие, во многом ответственно за этот подростковый бум. Стратегия агентства, заключающаяся в интенсивной подготовке молодых талантов до момента их публичного дебюта, как правило, в качестве «Johnny's Jr.», является чем-то сродни тренировочной лиги для J-Pop, и была позаимствована другими агентствами талантов в Японии и Корее. Группы формируются из подопечных агентства подросткового возраста с целью привлечь фанатов - ровесников и младше, в надежде, что эта аудитория останется с группой, когда участники вырастут. Данная модель копирует используемую Disney – вспомните период, когда Майли Сайрус и The Jonas Brothers перепрыгнули из подростковых шоу в звезды, возглавляющие хит-парады – но с одним существенным отличием. В то время, как звезды Disney, в основном, сконцентрированы вокруг подконтрольных компании медиа для формирования подростковой и молодежной фан-базы, группы Johnny's появляются везде, где это возможно, охватывая максимально доступное количество кинокартин, шоу и рекламы.
Япония увлекалась юными исполнителями и до Johnny & Associates, после Второй мировой войны обратив внимание на певицу Хибари Мисору (Misora Hibari). Родившись в 1937 году, Кадзуэ Като – настоящее имя певицы – начала набирать популярность в середине 40-х годов, исполняя песни в стиле буги-вуги, в текстах которых делался упор на взрослые темы, и, достигнув возраста 12 лет, стала самой продаваемой певицей послевоенного периода.

В то время Хибари была объектом критики в средствах массовой информации, как отмечает в своей последней книге «Sayonara Amerika, Sayonara Nippon» («Прощай Америка, Прощай Япония») доцент кафедры современной японской литературы Чикагского университета Michael K. Bourdaghs . «Хибари олицетворяла собой тревожные веяния разрушение границ между культурами взрослых и детей в послевоенной поп-культуре».
Хибари в конечном итоге стала одним из самых уважаемых музыкантов в японской истории, но ее успех позволил подросткам оставаться основным продуктом J-Pop сцены в течение последующих десятилетий. Дети в возрасте 13 лет успешно выступали в 70-х, а в 80-х годах группа Onyanko Club продемонстрировала новый подход к айдол-формуле – в ее состав вошло сразу несколько юных кумиров. Кроме того, впервые была представлена система «окончания обучения» - способ подтолкнуть старших участников (вместе с проблемными и непопулярными) к уходу из группы, чтобы освободить место для младших. Эта идея доказала свою особую эффективность через 10 лет с Morning Musume - коллективом девушек-тинейджеров, ставшим одним из самых популярных групп 90-х годов.
Хотя практика превращения подростков в поп-звезды в последние десятилетие никуда не исчезла, она сопровождается ростом популярности исполнителей младшего возраста, в основном, девочек. Асида в свои семь лет – это крайний случай, но другие не намного старше. Созданная в 2011 году поп-группа Fairies может похвастать тем, что средний возраст ее участниц составляет 13 лет, и большинство из девочек начинали выступать, когда им было 12. Пять участниц группы Tokyo Girls' Style в свое время дебютировали в возрасте 11 - 12 лет. Между тем, Morning Musume остаются на сцене, присоединив к старому коллективу (самой старшей - 23 года) стайку 13-летних.
Причиной того, что такое значительное число молодых поп-групп составлены из юных девушек, является, отчасти, AKB48 - самый, пожалуй, популярный поп-проект в Японии на сегодняшний день. Несмотря на то, что не все участницы этой группы являются тинейджерами (старшей - 25 лет), они одеваются как школьницы, пропагандируя образ молодости, и это оказалось весьма прибыльным. Они получили национального известность в 2009 году, и всего лишь пару лет спустя дебютировали такие группы, как Tokyo Girls' Style и Fairies, а также многие другие открытые подражатели. Подобное происходило также во время бума на «юных айдолов» - моделей-девочек от 12 лет. В наиболее экстремальной версии эти юные модели были одеты в открытые купальники или позировали в провокационных позах.
Возрождение восхищенного интереса к молодому поколению приходится на время, когда Япония стоит перед проблемой старения нации и падения уровня рождаемости. Старшее поколение, иными словами, все в большей степени превосходит численностью своих детей. Такие исполнители, как Fairies и Асида, предлагают некую замену, обеспечивают видимость определенного процента несовершеннолетних в стране, где их не много. В этой игре есть также элемент фантазии. Агентство Johnny's установило строгие правила в отношении личной жизни участников его бой-бэндов, зачастую запрещая им иметь «спутников жизни» с тем, чтобы сохранить интерес со стороны поклонниц. В этом году исполнитель Джин Аканиши женился в нарушение правил агентства, и был ими наказан, что фактически разрушило его карьеру.
Это не означает, что в наши дни только дети способны продавать музыку в Японии. В последние несколько лет корейские поп-группы значительно продвинулись на японском рынке, делая акцент на образах, противоположных тем, которых придерживается большинство японских женских групп - корейцы обыгрывают свой возраст и сексуальность. Тем не менее, каждый следующий сингл Sexy Zone**** и Fairies продавался лучше, чем предыдущий, тогда как Morning Musume только недавно поднялись на вершину чарта, впервые с 2009 года. Асида, тем временем, остается непременным медийным лицом. Станет ли она певицей уровня Хибари, надолго сохранив популярность, или на ее место придет другой звездный ребенок – нам еще предстоит узнать. На данный же момент она является идеальным символом одержимости японской музыкальной индустрии младшим поколением.
*7 лет было на момент выхода статьи. 23 июня Мане Асиде исполнилось 8 лет;
**Фуку также было 7 лет на дату выхода статьи, в н.в. - 8 лет;
***Chuck-E-Cheese - сеть семейных развлекательных центров, штаб-квартира которой находится в Техасе, США.
Концепция центров Chuck E. Cheese выстроена вокруг фирменных пицеррий, рядом с которыми работают игровые автоматы и аттракционы для детей и подростков. Пример песни www.youtube.com/watch?v=m9WnquiYxSw.
****Насколько я накопала - это некорректная информация: сингл "Sexy Zone" - около 240 тыс. копий, "Lady ダイヤモンド" - около 134 тыс. копий.
То есть я не спорю с тем, что в Японии очень много юных звездочек, но забывать про 30-их Араши и Канжани, про EXILE, про mr.Children, Амуро Намие, Коду Куми, Смап,Фукуяму Масахару и ооочень много других!! Как их можно игнорировать? Именно они на вершинах! Мне кажется, автор статью несколько однобоко взглянул на явление... Тем более, что других малышей, кроме Фуку-кун и Мана-чан в чартах вообще нет и не было.А Фуку-кун , кажется и не поет вообще, только в кино снимается, причем здесь поп-культура?
А инфантильность современного поколения - это не только японская проблема, термин "кидалт" -он явно англоязычный.XDD
Меня удивляет, что автор акцентирует на этом свое внимание, как на чём то новомодном, хотя сам же приводит в пример Мисору Хибари 1937 года рождения. Он приводит в пример двух детишек, но придётся изрядно покопаться, чтобы найти ещё кого-то столь же популярного))Секси Зона -очень юны, их раскручивают, но их популярные аналоги, где они? Я согласна с автором в том, что дети-звездочки, это возможные звезды-на-вырост, уж ему в своих Штатах, сходящим с ума от Бибера и Селены Гомес, наверняка виднее XDD Но в том, что присутствует прямо таки одержимость японской музыкальной индустрии младшим поколением. -вот с этим мне как-то сложно согласиться.
Выгоду от продвижения юных талантов почуяли продюсеры во всем мире, уже давно, вспомни Бритни Спирс,Тимберлейка, Агилеру,вспомни наш Ласковый Май (вот где наша масштабность развернуласьXDD) Почему упомянув пяток имен автор называет это чуть ли не японским беби-бумом? Не слишком ли сильно это утверждение?
Ты, кстати, не читала комменты к английскому оригиналу? Там прямо написано, мол японцы -нация педофилов, вот так впечатление создает автор у своих читателей. У меня это вызывает некий протест, может потому и хочется спорить?
Меня удивляет, что автор акцентирует на этом свое внимание, как на чём то новомодном, хотя сам же приводит в пример Мисору Хибари 1937 года рождения.
Здесь он скорее говорит, что это не новомодное течение, потому что Японию уже увлекалась детьми-певцами.
Опять же, я хочу сказать, что глобальность увлечения муз. индустрии тинейджерами и детьми - вопрос спорный, но вот имидж-подростка довольно-таки вездесущ в Японии и популярен, а потому используется музыкальной индустрией, и в отдельных случаях весьма успешно. Помимо АКВ, Kyary Pamyu Pamyu, например. В ее образах, помимо, эксцентричности, есть также элементы детскости.
Там прямо написано, мол японцы -нация педофилов, вот так впечатление создает автор у своих читателей. У меня это вызывает некий протест, может потому и хочется спорить?
Этот имидж Японии, конечно, не хорошо так стереотипен, но он развился из добрых намерений самих японцев, как мне кажется. В рамках нац. программы Cool Japan. Полагаю, что продвижение Японии, как крутой страны, с какого-то момента пошло не по задуманному пути. Наряду с такими серьезными продуктами, как, например, работы Хаяо Миядзаки, иностранцы стали копать дальше, но не глубже, и натыкались на странные и ненормальные увлечения, такие как "лоликон". На западе зацепились за эту ненормальность, и представлять другую Японию самой Японии уже сложнее... У меня у самой пример липкости стереотипов о Японии - коллеги уверенны, что практически все аниме, за отдельными исключениями, хентай)))...
Но стереотипы, пусть и ограниченная сторона, все же имеют под собой основания. Если принимать то, что самые активные потребители в Японии сейчас отаку, и многие индустрии ориентируются на них, то мы возвращаемся к востребованности подростковых образов.
Извини, что я так растеклась, но еще пару слов про Асиду))) Японцы - увлекающаяся нация, и всеобщего умиления любви к Асиде, возможно, достаточно для бума))))
Вот ты говоришь про имидж подростка, но не исходит ли это именно от западных стереотипов того, как должен выглядеть подросток? Как должен выглядеть европейский или американский подросток? Вот вспомни Каме в Нобуте: подросток? Однозначно. А ему 20 лет.Взрослый. Поэтому у нас так много пишут фиков с Каме уси-пуси-мой-малыш, что мозг отказывается воспринимать его как взрослого. Араши, Канжани -им по 30, а разве дашь? Наши-то мужики в 30 лет совсем не так выглядят... а уж про американских бройлеров я вообще молчу, там созревание такое раннее бывает, что и подростка вполне можно за взрослого мужика принять. Мне кажется, что оттого и мерещится многим, что японцы как нация повально в детство впадают. Впрочем, могу ошибаться...
Автор,кстати, довольно противоречив:
Здесь он скорее говорит, что это не новомодное течение, потому что Японию уже увлекалась детьми-певцами. а между тем называет свою статью Последний писк моды в японской поп-индустрии? Дети.
Мана-чан и Фуку-кун действительно стали самыми популярными детьми в Японии после песенки Мару Мару мори Мори,если судить по драмам и шоу, японцы вообще восторженно умиляются над детишками, снимают их в дорамах, в рекламах, снимают много дорам именно для детской и подростковой аудитории. Нам то это особенно непривычно, может и автору тоже?
Kyary Pamyu Pamyu - интересное явление, потому что вот она реально очень круто набирает популярность за поледний год. Бывший фэшн-блоггер, модель модных журналов с экстравагантным имиджем. Но мне кажется берёт она своего зрителя скорее на детскостью, а эксцентричностью. Т.е. просто разодетая под дитя -она бы не вызывала такого интереса, а вот "дитя" с трёхметровым бантом и ресницами на груди - ещё какой! Я бы не сказала, что у неё имидж подростка, у неё имидж фрика ))))
Дело в том, что автор живет в Токио, ведет блог о японской музыке - так что, мне кажется, не совсем "посторонний" человек, считающий поголовно всех японцев извращенными)))...
Мне нравится наша дискуссия, но все же я не могу согласиться на 100% с твоей точкой зрения))) Возможно, что все всегда имеет в основе правило "sex sells", но вот в случае с японцами это правило обросло моэ-образами, и образ сексуальных школьниц ушел, в том числе, и по направлению сглаживания откровенности и превращения просто в образ обаятельной девочки-подростка...
Kyary Pamyu Pamyu - она эксцентрична точно для западной аудитории, про японцев - не знаю, не уверенна. Да, фриковостью она увлекает, также как и отсылками к узнаваемым японцами образам (например, из Сейлор Мун). Но все же у нее есть элементы фриковости детства, т.е. она обыгрывает инфантильность, а не только пугающую абстрактность.
Мне удивительно, что тему детей на J-Pop Олимпе он поднял только весной 2012, ведь пик популярности Маны-чан постепенно спадает, вот 1 августа её очередной сингл стартовал в Ориконе на 13 месте, это в неделю получится где-то 4.000 , наверное. Ни о чём. Фуку-кун, повторяю, вообще не поет. Может я как-то не так воспринимаю слово поп-индустрия? Это вообще не о музыке? А просто о бизнесе не популярных людях? Но вот скажи честно, ты была в Японии, ты смотрела там телевидение, видела рекламу...Вот там что, такое засилье детей в эфире? Один-два мега-популярных ребенка, мне кажется, не показатель.
я не могу согласиться на 100% с твоей точкой зрения))) я не навязываю, просто высказываю ))
образ сексуальных школьниц ушел, в том числе, и по направлению сглаживания откровенности и превращения просто в образ обаятельной девочки-подростка... мне кажется с АКВ ты упрощаешь. Девочки подростки не снимаются для Плейбоя на регулярной основе
Kyary Pamyu Pamyu - она эксцентрична точно для западной аудитории, про японцев - не знаю, не уверенна. на своем выступлении на незабвенном Мьзик Стейшн она своим бантом скрывала от камер пару-тройку довольно популярных коллег