То, что Япония переживает демографический кризис, пишут много и часто. В очередной раз на эту тему статья в The Japan Times, предлагающая идеи генератора революционного движения «Япония – страна иммигрантов».
Личные дилетантские мысли: нации надо продолжаться, но вот с вливанием инородной крови, выживет ли «культура» японской нетолерантности с ее снисходительным отношением к хэнна-гайдзинам? Наверное, тем иностранцам, которые решились жить и работать в Японии, отношение к ним как к вечно странному инородному субъекту, приносит немало безрадостных дней. Мне же, издалека зачарованно смотрящей на страну, эгоистично не хочется, чтобы она хоть в чем-то теряла свой характер.
Пока, как говорится в статье, японцы не готовы и не спешат широко раскрывать двери в страну. Но, мне пессимистически кажется, что идея с массовым привлечением иммигрантов со всего мира не сработает, проголасуй за нее японцы, из-за сегодняшнего (и, подозреваю, живучего) отношения резидентов западного мира к Японии как fallout-стране, мертвой стране. источник: www.japantimes.co.jp/text/fl20121021x3.htmlТолько иммигранты могут спасти ЯпониюЯпония, какой мы ее знаем, обречена.
Только революция может спасти ее.
Какого рода революция?
Япония должна стать «страной иммигрантов».

Лицо перемен: Хидэнори Саканака, бывший чиновник Министерства юстиции и бывший глава Токийского иммиграционного бюро опасается, что страна находится на грани краха и призывает Японию принять 10 млн. иммигрантов в период до 2050 г.
Эту идею трудно продать в общеизвестно закрытой стране. Как это ни странно, главный по продажам - Хидэнори Саканака, чиновник Министерства юстиции в отставке, бывший глава Токийского иммиграционного бюро и нынешний исполнительный директор Института иммиграционной политики Японии, частного научно-исследовательского института, основанного им в 2007 году.
Неожиданное для сеятеля революции резюме. Саканака, однако, ясно видит себя в этой роли. Частое использование им слова «революция» предполагает плавание против течения. Другие слова, к которым он прибегает - «утопия», «панацея» - намекают на прогрессивного мечтателя.
«Япония, какой мы его знаем» находится в трудном положении на многих фронтах. Великое восточнояпонское землетрясение 11 марта 2011 года и последующие за ним цунами и ядерная катастрофа ударили по нации, чья экономика в течение 20 лет находится в состоянии застоя, в то время как политики попусту тратят время, а правительство мечется и совершает ошибки. Но это не основная тема Саканаки. Он сосредоточил свое внимание на демографических вопросах. «Япония», - сказал он в недавнем телефонном интервью, - «находится на грани краха».
читать дальше
Население страны достигло своего пика в 2004 году с 128 млн. и с того времени резко снижается. К 2050 году, как подсчитал государственный Национальный институт исследований в области народонаселения и социальной политики, 40 процентов японцев будут составлять люди 65 лет и старше. Двадцать три процента уже составляют люди этого возраста, по сравнению лишь с 13 процентами 15-летних и младше.
Уровень рождаемости показывает 1,3 ребенка на женщину, являясь одним из самых низких в мире. Численность населения снизится до 90 млн. в течение 50 лет и до 40 млн. в течение века. Ни одна страна, за исключением периодов войн или чумы, никогда не уменьшалась в таком темпе, а что касается старения, подобных прецедентов в истории не существует. Нация нуждается в источнике молодости. Саканака утверждает, что нашел его.
Япония, сказал он, «должна пригласить 10 миллионов иммигрантов в срок до 2050 года».
«Страна иммигрантов» - Япония никогда к этому не стремилась. За 250 лет с начала 17-го века она была буквально «закрытой страной» (сакоку). Въезд или выезд без особых и редко даруемых властями разрешений считался преступлением, караемым смертной казнью. Вооруженное вторжение «черных кораблей» ВМС США в 1853 году закончилось для страны 15-летним периодом беспорядочной вестернизации.
Совокупность лиц иностранного происхождения в Японии сегодня выше, чем когда-либо прежде - 1,7 процента от общего числа, по сравнению с 10 процентами, в среднем, в других развитых странах и 12 процентами в Соединенных Штатах. К эмигрантам относятся настолько неприязненно, что это по праву может считаться позорным.
Тем не менее, это - страна, о которой Саканака написал (в прошлом году в эссе «Путь к нация иммигрантов в японском стиле»): «Новая японская цивилизация воплотит в жизнь многонациональное сообщество, которое еще не удавалось создать ни одному государству, и, в свое время, оно будет выделяться в качестве одного из основных столпов мировой цивилизации».
Он прав в том, что ни одна страна такого не добилась. Даже США, которые с гордостью называют себя «нацией иммигрантов», никогда не были свободны от расовых и культурных трений. Он также прав, утверждая, что многонациональная Япония будет «другой», настолько другой, что, по сути, читатель может резонно задаться вопросом: А останется ли Япония Японией?
Здесь речь заходит о революции. «В Японии, в эпоху сокращения численности населения», - пишет Саканака, - «существует необходимость социальной революции, равной Реставрации Мэйдзи» - революционного по значимости периода модернизации и вестернизации, начавшегося в 1868 году. «Основные принципы нашего образа жизни, этнический состав нашей страны и наша социально-экономическая система должны быть пересмотрены, должна быть построена новая страна».
Тех японцев, а их подавляющее большинство, которые не желают подобной перестройки, Саканака призывает: «Я верю (воссоздание) Японии как государства иммигрантов является решающей реформой, которая будет служить панацеей от проблем, стоящих перед страной».
Изменяя тон, он как будто ставит ультиматум: «Японцы должны осознать, что они живут в эпоху глубокого демографического кризиса, и что это уже невозможно – мирно жить в замкнутом пространстве, состоящем только из японцев. Для Японии нет иного пути выживания, кроме как строить общество мирного сосуществования с иммигрантами и поднять новый флаг “Иммигранты, добро пожаловать”».
Другие мыслители поднимали другие флаги. В 2008 году, экономист, Универститета г. Сайтама, Горо Oнo опубликовал книгу под названием «Принятие на работу иностранцев балует Японию».
Проведенный в 2010 г. газетой Asahi Shimbun опрос 3000 читателей показал, что идеи Оно ближе к массовому настроению, чем призывы Саканаки. На вопрос, согласятся ли они с масштабной иммиграцией в интересах возрождения Японии, 65 процентов респондентов ответили отрицательно, 26 процентов - положительно. («Проголосовавших “за” больше, чем я ожидал», - язвительно заметил Саканака во время нашего интервью).
На самом деле, Япония однажды вставала на путь, предлагаемый Саканакой, вот только спешно вернулась обратно к позиции Оно. Это было в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда «мыльный пузырь» экономики раздувался до неминуемой критической точки, а испытывающие нехватку рабочей силы японские заводы работали на полную мощность. Первая в истории страны программа массовой иммиграции поприветствовала около 300.000 японских бразильцев, чтобы закрыть эту брешь.
Должностные лица, которые полагали, что японские корни приглашенных бразильцев сгладят переход, вскоре были разочарованы. Бразильская культура буйного энтузиазма столкнулись с родной культурой сдержанности. Языковой барьер оказался трудно преодолимым. Дети со слабым японским бросили школу, некоторые стали преступниками.
Кто-то надеялся, что сальса-бум в Японии стал символом культурного взаимообогащения, но к 2009 году эксперимент был закончен. Правительство предложило оплатить переселенцам расходы на перелет обратно в Бразилию, если они в письменной форме дадут согласие не пытаться вернуться на работу в Японию.
Предложенное Oнo решение проблем, вызванных депопуляцией и старением общества - адаптирование к ним путем привлечения работоспособных стариков, а также разработки роботов-рабочей силы и иных трудосберегающих технологий.
Саканака в своей книге 2005 года «Nyukan Senki» («Дневник битвы за иммиграцию») тоже рассматривал нечто подобное. Он назвал это вариантом «малой Японии». Япония стала бы своего рода до-Мейдзи захолустьем 21-го века. Жизнь была бы менее безумной, но, возможно, более глубокой и осмысленной.
Он изменил свое мнение. В своей книге апреля 2012 г. «Jinko Hokai в Imin Kaikaku» («Демографический крах и иммиграционная революция») он сравнивает медленный темп восстановительных работ после марта 2011 года с быстрым восстановлением страны после Второй мировой войны, вызвавшей гораздо большие разрушения.
«Даже до марта 2011 года», - пишет он, - «это было очевидно во многих регионах, что японцы сами по себе не могут управлять экономикой и обществом. Теперь это стало более явным. Японцы не способны самостоятельно восстановить региональную промышленность, уничтоженную стихийным бедствием».
Отсюда его план (по созданию) «общества иммигрантов», предполагающий организованную эволюцию или революцию, в котором новички не будет простыми гастарбайтерами или студентами-гостями. «Стране, переживающей падение численности населения, не нужны временные иностранные рабочие», - пишет он. «Она нуждается в иммигрантах».
«Они должны прийти, чтобы остаться - как японские резиденты, как получившие образование в Японии, как японские наемные работники, не отличающиеся в своих правах, возможностях и обязанностях от родившихся здесь. И они приедут со всего мира, не только из горстки стран», - подчеркивает Санака. «Это грандиозный проект, который превратит Японский архипелаг в миниатюру мирового сообщества», - заявляет он, - «идеальное государство, в которое будут мечтать иммигрировать люди со всего мира».
Это звучит фантастически, и, действительно, Саканака признает, что прежде всего потребуется принятия отсутствующих в настоящее время антидискриминационных законов. В конечном счете, полагает он, приток высококвалифицированных иностранных граждан, прошедших стажировку в Японии, станет спасением для многих индустрий, находящихся в шатком положении.
Сельское хозяйство, например. Разве иначе у сельского хозяйства есть жизнеспособное будущее? Он считает, что нет, и обращается к цифрам, чтобы доказать это: сельское население Японии за пять лет к 2010 г. сократилось на 750 000 человека, составляя 2,6 млн.; их средний возраст - 65,8 лет. Рыбный промысел и обрабатывающая промышленность, говорит он, сталкиваются с аналогичным истощением.
«Люди начинают понимать, что так не может продолжаться», - сказал он The Japan Times. И добавил немного грустно: «Я не могу сказать, что план, с которым я выступаю в последние три года, вызывает большой энтузиазм. На самом деле, «интеллектуалы и политики, в основном, игнорируют меня».
Революционеры учатся жить с таким отношением, пребывая в твердом убеждении, что их время придет.
но мне предпочтительней эта агония. нежели возрождение за счет новой эмигрантской крови. Да и когда что путнее ехало? Те, кому не было места на родине. Каторжники, должники, авантюристы, Манон Леско и К - это было всегда, будет и сейчас, стоит только Японии открыть двери для всех желающих. Погубят себя окончательно.
Вот я тоже об этом думаю. Но, с другой стороны, есть непонятное молодое поколение японцев - не лояльнее ли они или, по крайней мере, не равнодушнее ли к иноземцам.
а и когда что путнее ехало? Те, кому не было места на родине. Каторжники, должники, авантюристы, Манон Леско и К - это было всегда, будет и сейчас, стоит только Японии открыть двери для всех желающих. Погубят себя окончательно.
Так вот же наивно дядечка полагает, что поедут квалифицированные западные работники, не только те, кому нечего терять на родине. А западные люди, как почитаешь их комментарии к статьям о радиционной обстановке и экономической ситуации, просто пышут не просто недоверием, ненавистью, и хоронят Японию уже сейчас.
оно молодое лет до 25-ти, а потом их перещелкивает и включается родное, незабвенное)))))
*философски* Интересно на основе хотя бы одной статьи понаблюдать над историческими процессами: цивилизации рождаются, развиваются, достигают своего пика, умирают... Посмотрим, что ждет Японию...
В любом случае, я считаю, что следующее великое переселение народов в скором времени ожидает весь мир, и то, что переживает Япония (и не только) в настоящее время, лишнее тому подтверждение...
Не, Хидэнори Саканака не из правительства, он проводит независимые исследования и независимо же генерирует идеи спасения)))
Японское правительство - да, тяжелая, медлительная машина, принимающая много ошибочных решений, замалчивающая проблемы, но это если не учитывать менталитет.
Япония, конечно, в очень грустном пложении и экономически, и демографически, но я, как ajja, предпочитаю, чтобы она оставалась собой, закрытой, чтобы мы бились о ее менталитет.
Что касается США - там совсем не так все радужно для эмигрантов. Да, есть насаженная толерантность, правила равных возможностей и антидискриминационные идеи. Но это для третьего, может, второго поколения переселенцев. А вновь прибывающие живут "коммунами" на пособии, лениво или же криминально живут. Но США, по сути, страна, переселенцев. Их ментальность собрана из кусочков, и совсем не такое болезненное национальное самосознание, как у японцев.
В любом случае, я считаю, что следующее великое переселение народов в скором времени ожидает весь мир, и то, что переживает Япония (и не только) в настоящее время, лишнее тому подтверждение...
Переселенее, да, идет в разных регионах, где-то робко, где-то активнее. Но Япония с малой долей вероятности примет иммиграционный поток. Она, скорее, цивилизация, которая на пути исчезновения. Но какие процессы ее ждут, да, посмотрим.
Возможно, сами японцы выправят ситуацию, но я в это мало верю. Ведь им, как я понимаю, для этого нужно активно плодиться? Имхо, японское общество сейчас достигло такой ступени, когда количество детей в семьях перешло в качество)))
Я тоже хочу верить, и как хорошо, что мы верим, а то я сегодня закопалась (после гринписовского заявления о радиации) в негативных комментариях на иносайтах, хоронящих Японию...
А Москва, похоже, идет по токийскому сценарию - народ из Африки вытеснил "белых" раздатчиков рекламы на улицах - работодатели явно делают расчет на экзотику для привлечения прохожих)))